Порядок признания МКД аварийным

Процедура того, как признать дом аварийным и переселиться из него претерпела значительные изменения в 2019 году. Теперь на все этапы будет отводиться минимальное количество времени, а процесс получения нового жилья ускорится.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, аварийным могут признать только тот дом, общее состояние которого опасно для дальнейшего нахождения людей. Наблюдается износ больше половины конструкций. Подобный статус присваивает межведомственная комиссия, работающая при муниципалитете. Независимая экспертиза не может считаться основой для придания статуса. Несущие конструкции подвергаются изменению под воздействием не только естественного износа, но и внешних факторов.

Как признать жилье аварийным

Инициатива признания дома аварийным может исходить от самих жильцов. Перед обращением в муниципалитет следует знать, по каким признакам определяется данный статус:

1.    расположение вблизи места техногенной катастрофы и высокий риск обрушения;

2.    деформация фундамента и стен дома, высокая степень изношенности несущих стен;

3.    повреждение в результате стихийных бедствий или аварии с невозможностью реконструирования;

4.    расположение на территории экологической угрозы – превышение допустимых норм уровня шума, вибрации, концентрации вредных веществ в воде и/или в почве;

5.    расположение в месте повышенного риска возникновения природных катастроф;

6.    расположение на территории, выделенной под производственные нужды, транспортную развязку, инженерную инфраструктуру.

Важно! Дом нельзя признать аварийным, если основная претензия жильцов заключается в отсутствии горячей воды, канализации, а также лифта и мусоропровода.

Порядок признания дома аварийным

Алгоритм признания дома аварийным следующий:

  • Подача соответствующего заявления в жилищный отдел местной администрации. Документ составляется в свободной форме с указанием реквизитов заявителя, точного адреса дома, подробного описания повреждений и перечня подтверждающих документов. Если заявление коллективное, на нем должна содержаться печать всех лиц, выступающих за признание дома аварийным.
  • Формирование комиссии для оценки состояния дома. После экспертизы составляется акт в 2-х экземплярах, один из которых передается заявителю.
  • Ожидание решения по обращению. Местная администрация должна дать ответ в течение 5 рабочих дней после получения результатов проверки.
  • Расселение жильцов в случае признания дома аварийным.

В последнем случае дом буден внесен в официальный список на сайте администрации региона и к нему будет свободный доступ.

При переселении предоставляется выбор из 3-х квартиры, из которых можно выбрать свой будущий дом. Если ни один из них не подойдет, придется отстаивать свое право на нормальную квартиру в суде.

На подготовку всех документов к переселению жильцам дается 6 месяцев. Если данный срок не будет соблюден, они будут выселены в принудительном порядке.

Список необходимых документов

Какие нужно подготовить документы для процедуры? Собственникам потенциального опасного дома необходимо собрать немало документов, чтобы добиться признания дома нежилым. Одного заявления крайне недостаточно поэтому для достижения положительного результата нужны следующие документы:

·       заявление от имени собственника и других уполномоченных органов с просьбой признать дом аварийным;

·       технический паспорт жилья, полученный в БТИ, где должны быть указаны такие данные: физический износ здания и его конструкций, остаточная стоимость;

·       заключение или акт осмотра здания Роспотребнадзором, СанЭпидемСтанцией, противопожарной службой;

·       планировка здания и помещений, выданная БТИ;

·       заключение специализированной организации о техническом состоянии дома, строительных конструкций, отдельных помещений с указанием категории непригодности МКД;

·       акты осмотра, инспекций дома, помещений со стороны собственников, УК, ТСЖ, жилищной инспекции, отчеты и акты о всех проведенных ремонтных работах;

·       заключение городской жилищной инспекции о всех проведенных мерах по контролю за соблюдением жилищного законодательства;

·       другие документы и материалы, которые может потребовать межведомственная комиссия города для установления объективной картины.

Перечень выше указанных документов не является исчерпывающим, так как может потребоваться дополнительная документация и проверка.

Возможные результаты проверки

В результате проверки комиссии может быть вынесено одно из следующих решение:

1.    отсутствие существенных повреждений и отказ в получении статуса аварийности;

2.    признание жилья ветхим и подлежащим реконструкции (на период ремонтных работ владельцы квартир будут переселены во временные дома);

3.    признание дома пригодным для проживания, за исключением нескольких квартир – их жильцы могут встать в очередь за получением нового объекта недвижимости, либо самостоятельно купить его;

4.    присвоение дому статуса аварийного с последующим расселением жильцов.

Как и куда подавать документы?

Согласно п.44 ч.IV Постановления заявление можно подать несколькими способами:

·         предъявить лично сотруднику отдела канцелярии городской администрации;

·         отправить почтой, включая и e-mail;

·         обратиться в МФЦ;

·         отправить заявление онлайн посредством информационного портала гос.услуг.

Чтобы лично подать заявление, нужно зайти на официальный сайт администрации муниципального района и узнать её фактический адрес. Как правило, на сайте есть информация о полном составе комиссии, включая сведения об их должности, контактных данных. Заявление должно быть обязательно зарегистрировано секретарем или отделом канцелярии городской администрации.

Ему присваивается индивидуальный номер, а квиток о принятии заявления отдается на руки заявителю. Документ можно подать и онлайн через единый или региональный портал государственных услуг. Однако, перед этим необходимо там зарегистрироваться и ввести все необходимые данные, которые потребует информационная система. Заявление пишется в свободной форме, к которому можно приложить имеющиеся документы в электронном формате.

После отправки ему будет присвоен регистрационный номер, а также дальнейшие разъяснения, когда нужно ожидать ответа.

Экспертиза жилья

Экспертиза жилья проводится как сторонними организациями, которых приглашают собственники, так и непосредственно самой комиссией. Приглашенная организация проводит инженерно-техническую характеристику дома и составляет свое заключение.

Главное условие: такое учреждение должно иметь лицензию на проведение подобной экспертизы.

В таком случае жильцам нужно озадачиться вопросом поиска надежной организации. Межведомственная комиссия выполняет в качестве второго этапа окончательную экспертизу дома. Организация помимо анализа поступивших документов оценивает жилищное состояние МКД, его фундамента, несущих конструкций, а также инспектирует состояние жилища на соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, противопожарной безопасности, огнестойкости и т.д.

Вдобавок членами комиссии обязательно анализируется степень опасности жилой местности дома, а также рассчитывается содержание опасных химических веществ в воздухе, помещениях и т.д. Комиссия может привлекать и сторонних экспертов, а также осуществлять дополнительные запросы в другие государственные органы с помощью специализированной государственной системы.

По окончанию срока экспертизы и проверки всех документов комиссия составляет заключение в 3-х экземплярах, где может признать МКД:

·         аварийным и подлежащим сносу;

·         аварийным и подлежащим реконструкции;

·         нуждающимся в капитальном ремонте;

·         пригодным для жилья, за исключением некоторых квартир; жилым и соответствующим жилищным условиям.

Комиссия исследует все документы, а также проводит дополнительную проверку дома в течение 30 дней согласно п.46 чт.IV Постановления. По окончанию экспертизы выносится заключение, которое составляется в письменной форме. Пункт 46 части IV Постановления Правительства №47

Важно! На основе данного заключения орган исполнительный власти, МСУ в течение 30 дней выносит соответствующее постановление, а также указ о дальнейшей судьбе МКД, сроках выселения граждан.

Сроки расселения

Представление нового жилья производится в строгой очередности.

Обратите внимание! Если дом признан аварийным в 2019 году, расселение возможно только после 2025 года. Но жильцы могут не ждать своей очереди, а получить выкупную стоимость своего объекта недвижимости и самостоятельно решить свой квартирный вопрос.

Стоит учитывать, что даже при включении дома в список для расселения, узнать точные сроки получения новой квартиры невозможно.

Возврат к списку новостей

Версия для слабовидящих
Календарь мероприятий